О компании
О компании
Акционерам и инвесторам
Закупки и сбыт

Главная страница / О компании / Пресс-центр / СМИ о нас / «Красноярсккрайуголь»: «Мы готовы к росту потребления твердого топлива»

«Красноярсккрайуголь»: «Мы готовы к росту потребления твердого топлива»

С развитием нефтегазовой отрасли Красноярский край становится уникальным топливно-энергетическим регионом, в котором не только представлены, но и находятся в промышленном освоении либо готовятся к нему все основные виды топлива, составляющие энергетический баланс: газ, нефть, уголь. И все-таки начало формированию полноценной топливно-энергетической провинции положил бурый уголь, запасы которого в Канско-Ачинском бассейне по-прежнему остаются одними из крупнейших в мире. Угледобывающая промышленность края представлена несколькими частными компаниями, в числе которых лидирующие позиции занимают СУЭК с его разрезами-гигантами и АО «Красноярсккрайуголь», разрабатывающее три месторождения, не самых больших по объемам запасов, но работающих очень эффективно. Как отметил в беседе с корреспондентом «КС» президент компании АЛЕКСАНДР ТЕРЕЩЕНКО, сегодня все усилия АО «Красноярсккрайуголь» направлены на повышение эффективности производства, совершенствование технологических процессов, качественное улучшение экономики разрезов и компании в целом.

/files/images/press/big_img.jpg

- Александр Любомирович, сейчас в состав компании входят три разреза — Абанский, Балахтинский и Переясловский. В чем особенность каждого из предприятий? Какие задачи они сейчас решают?

- Разрезы, входящие в состав компании, различаются по многим параметрам: по мощности, объемам добычи и отгрузки, качеству угля, его марке, по структуре потребителей. Абанский разрез отличается стабильностью работы. Его проектная мощность невелика — 220 тыс. тонн в год, запасы — 14,5 млн тонн. В следующем году исполнится 30 лет с начала промышленной отработки месторождения, за все это время основными заказчиками добываемого на разрезе угля марки 2БВР были предприятия жилищно-коммунального сектора Абанского района и прилегающих территорий. Это изначально было обусловлено транспортной схемой — удаленностью разреза от железной дороги. Предприятие заняло свою нишу на топливном рынке востока края и успешно справляется с задачами. Увеличение объемов добычи здесь возможно только при развитии самой территории, появлении на ней новых потребителей. Пока этого не происходит, разрез работает в тех рамках, которые заданы объективными обстоятельствами. Но при этом предприятие отличается высоким качеством работы и четкостью при выполнении контрактных обязательств.

Приблизительно те же функции — поставку угля предприятиям жилищно-коммунального комплекса, — но в большем объеме и с более широкой географией выполняет Балахтинский разрез. Уголь этого месторождения пользуется повышенным спросом за счет очень высоких качественных характеристик. На Балахтинском разрезе добывается уголь марки 3БВР. Уникальными качествами этого топлива являются очень высокая для бурого угля теплота сгорания (до 5200 ккал/кг) и низкая зольность, что приближает его к каменному углю. Благодаря этим качествам балахтинский уголь высокоэффективен в использовании именно коммунально-бытовыми потребителями, что также изначально определило место предприятия в топливно-сырьевом комплексе края. Сейчас объем отгрузки угля составляет 300 тыс. тонн в год.

Безусловным лидером в компании является Переясловский разрез — самый мощный и интенсивно развивающийся. Достигнутая мощность предприятия — 6 млн тонн угля в год. Переясловский уголь — высокоэффективное топливное сырье, отличающееся хорошими качественными характеристиками: средняя теплота сгорания — более 4200 ккал/кг, у него низкая зольность. Этот уголь экономичен в использовании, и продукты его сжигания оказывают минимальное по сравнению с бурыми углями других месторождений влияние на экологию. Основные потребители переясловского угля — предприятия большой энергетики за пределами края: тепловые станции ОАО «Иркутскэнерго», Гусиноозерская ГРЭС в Бурятии, Рязанская ГРЭС, ТЭЦ-3 «Новосибирскэнерго», Барнаульская ТЭЦ-3. Предприятие, которому в прошлом году исполнилось 25 лет, вступило в пору расцвета и достигает сегодня рекордных показателей. За первое полугодие на разрезе добыты 2,29 млн тонн угля, на 890 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года.

- Как это отразилось на состоянии разреза и его персонале?

- Заработная плата работников предприятия находится в прямой зависимости от объемов добычи и отгрузки угля. Рост производственных показателей позволил повысить с 1 июля заработную плату персоналу. Сегодня на разрезе средняя заработная плата машинистов экскаваторов составляет около 19 тыс. рублей, что соответствует средней заработной плате в крае, при подсчете которой учитываются все отрасли — от сельского хозяйства до нефте- и газодобычи и металлургии.

/files/images/press/image002.jpgЧто касается состояния самого предприятия, то оно находится в стадии активного развития. Здесь третий год подряд реализуется программа технического перевооружения, включающая изменение технологии добычи угля. Для нас это большой шаг вперед. Угольная промышленность — не модные ныне нанотехнологии, которые меняются каждый день, технологии в угольной промышленности всем известны. Сравнивая затраты на внедрение той или иной технологии, ее применимость в данных условиях, отдачу от внедрения, мы пришли к выводу, что необходимо переходить к более мощной крупнотоннажной технике. Мы уходим на Переясловском разрезе от автовскрыши и транспортной добычи, переходим к бестранспортной вскрыше с помощью шагающих экскаваторов (драглайнов). Аналогичные изменения происходят и в добыче. В прошлом году совместно с институтом «Сибгипрошахт» был разработан проект, в котором предусмотрены выполнение разрезной траншеи и установка в разрезе роторных экскаваторов, которые будут в цикличном режиме добывать уголь из забоя и с помощью перегружателя грузить его сразу в вагоны. Это улучшит экономическую эффективность работы разреза, увеличит скорость погрузки, объемы добычи, за счет чего возрастет мощность предприятия и повысится производительность труда. Один роторный экскаватор уже смонтирован и работает, на втором монтаж завершается, и он готовится к пуску в эксплуатацию. В ходе установки специалистами нашей компании был наработан уникальный опыт перемонтажа такой сложной техники. Стоит заметить, что в Красноярском крае, кроме нас, подобная техника есть только у СУЭК, и, более того, мы являемся единственной добывающей компанией, которая в наши дни занимается внедрением роторных экскаваторов.

Параллельно с этим осуществляется ряд других мероприятий, которые необходимы для обеспечения стабильной и ритмичной работы. Мы развиваем внутреннюю инфраструктуру — строим необходимые железнодорожные развязки внутри разреза, работаем с железной дорогой над развитием станции примыкания Кильчуг, над изменением транспортной инфраструктуры, чтобы увеличить объемы отгрузки. Инвестиции в развитие производства в этом году составят 201 млн рублей, а общая стоимость программы перевооружения Переясловского разреза — более 811 млн рублей.

- Одним из самых узких мест угледобывающей промышленности всегда была сезонность работы: высокое напряжение в осенне-зимний период и простои летом. Это отражалось на экономике предприятий, настроении работников, их материальном положении. Удается ли «Красноярсккрайуглю» сломать эту печальную традицию?

- Наши разрезы работают и в летний период — занимаются вскрышей, т. е. готовят запасы к зиме. А Переясловский разрез ведет и отгрузку продукции. Но, конечно, мощности используются далеко не в полном объеме. Разрез поставляет продукцию в основном на ТЭЦ и ГРЭС, которые в летний период снижают нагрузку, прекращая выработку и подачу тепла потребителям.

Что касается экономики, то мы впервые за долгое время вышли на чистую прибыль. Рост объемов отгрузки ведет к улучшению экономических показателей, что в свою очередь увеличивает налоговые отчисления, а для регионов нашего присутствия и для всего края это крайне важно. Если в 2006 году отчисления компании в бюджеты всех уровней составили 105,5 млн рублей, в 2007-м — уже 172,3 млн рублей, то прогноз этого года — 211,3 млн рублей. За три года — двукратное увеличение! А по отчислениям в местные бюджеты — рост в 2,5 раза — с 13,5 млн в 2006 году до 33,8 млн в 2008-м.

- Результаты работы компании напрямую зависят от рыночной конъюнктуры. Означают ли приведенные вами цифры, что уголь становится все более востребованным на рынке?

- Во-первых, эти цифры отражают изменившуюся маркетинговую политику компании. В середине прошлого года мы создали дочернее предприятие — ООО «Красноярсккрайуголь-Трейд», — задача которого — реализация эффективной сбытовой политики. Таким образом мы избавились от множества посредников и сейчас работаем напрямую с потребителями. Это дало хорошие результаты.

Во-вторых, правительством России принята энергетическая стратегия, которая предполагает изменение топливного баланса в пользу угля: доля газа в производстве тепла и электроэнергии должна постепенно сокращаться. До определенной степени эта тенденция начинает просматриваться. Мы стремимся успевать за складывающимися тенденциями и, чтобы удовлетворить нарастающий спрос, развиваем свои мощности. Спрос растет и в энергетике, и в ЖКХ. Кроме того, цены на каменный уголь, который идет на экспорт, сейчас как никогда высоки, соответственно, началось некоторое замещение каменного угля бурыми углями. И этот процесс, думаю, будет развиваться.

Мы должны быть заранее готовы к росту потребления твердого топлива. Сейчас компания занимает второе место в России по добыче бурого угля. И таких разрезов, которые могли бы поставлять бурый уголь потребителям по всей стране, больше нет. Мощность Переясловского разреза 6 млн тонн, а по проекту, который сейчас реализуется, мы выходим на мощность в 8 млн тонн. В этом году мы планируем более чем на 25% увеличить объемы добычи по сравнению с прошлым годом.

У нас есть четкий план развития не только Переясловского, но и Балахтинского разреза. Сейчас срок действия нашей лицензии на разработку месторождения подходит к концу, осталось доработать несколько лет. В ближайшее время мы планируем получить лицензию на новые участки недр в том же месторождении. Это позволит продолжить планомерное развитие Балахтинского разреза, вот уже более 40 лет обеспечивающего наполнение бюджета деревни Большие Сыры, в непосредственной близости от которой разрез находится и жителей которой обеспечивает работой. Сейчас мы не вкладываем крупные средства в развитие предприятия, но поддерживаем его в хорошем рабочем состоянии. Имеющихся мощностей вполне достаточно, чтобы удовлетворять потребности традиционных потребителей. Но мы учитываем, что за качество балахтинский уголь высоко ценится, и есть возможность (она компанией уже проработана) расширить круг заказчиков. Желающих достаточно. Прирост объемов предполагается за счет отгрузки товарной продукции по железной дороге со станции Ужур потребителям, находящимся за пределами Красноярского края.

- Что сегодня может остановить или помешать развитию угледобывающих предприятий, в том числе компании «Красноярсккрайуголь»?

- Сегодня нас тормозят только проблемы с поставкой вагонов. Красноярская железная дорога зажата между Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железными дорогами, и до КрасЖД вагоны просто не доходят. Все имеющиеся вагоны дорога распределяет между грузоотправителями, не прячет их на запасных путях. Проблема в том, что этих вагонов катастрофически мало. Ситуация критическая. Она усугубляется еще и внутренними реформами РАО «Российские железные дороги», в котором создана Первая грузовая компания, в чье ведение и передаются полувагоны. Очевидно, новый собственник использует их на каких-то более выгодных с коммерческой точки зрения направлениях. В результате имеем следующую ситуацию: спрос на уголь растет, производственная мощность разреза также увеличивается, а доставить уголь потребителю не в чем. В то же время ритмичная работа летом, к которой мы и наши потребители готовились, не только позволила бы решить проблемы наши и наших заказчиков, но и избавила бы от многих трудностей саму железную дорогу, для которой зима — тоже период пиковых нагрузок. И прошедшей зимой, и предыдущей были случаи, когда крупные тепловые станции работали с минимальным остатком угля на складе, и любая задержка в поставках могла привести к остановке станции и, соответственно, к перебоям с электроэнергией и теплом в регионе. Нет нужды говорить о недопустимости такой ситуации.

Мы кропотливо работали с заказчиками, чтобы они не превращали лето в период простоев. Нам удалось убедить большинство партнеров, в том числе и за счет предоставления им ценовых льгот, закупать уголь и в летний период. Сейчас у нас заказы на уголь есть, а отправить его нет возможности.

Потребности в переясловском угле возрастают в первую очередь за счет роста потребления электроэнергии: в Сибири, например, оно увеличилось за первое полугодие на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время и в прошлом, и в нынешнем годах с минимальной нагрузкой работают гидроэлектростанции из-за низкого уровня воды. Сегодня Ангаро-Енисейский бассейн отнесен к категории маловодных наравне с Зейским водохранилищем на Дальнем Востоке и Волжско-Камским бассейном. Поэтому тепловой генерации, работающей на угле, приходится замещать мощности ГЭС по выпуску электроэнергии, в Сибири тепловые станции работают сегодня на пределе мощности. Им нужен уголь не только для создания запасов на осенне-зимний период, но и для текущей выработки продукции. Именно в такие периоды можно наиболее эффективно работать угольщикам, улучшая свою экономику и принося дополнительный доход в краевой и местный бюджеты. Но пока не будет радикально решен вопрос с железнодорожными перевозками, ожидать этого не приходится.

Еще сложнее работать нам на экспортных направлениях, будучи неуверенными в том, что удастся в срок и в полном объеме доставить законтрактованный уголь потребителям. Это стало одной из основных причин, по которым «Красноярсккрайуголь» практически свернул поставки за рубеж. Хотя отгрузка на Восточную Европу была вполне перспективным направлением деятельности компании. Еще год-полтора назад экспортные поставки занимали 10% от общей отгрузки угля, сейчас они либо совсем не осуществляются, либо производятся спорадически, что никак не укрепляет позиций компании на топливном рынке Восточной Европы.

- Есть ли из этой ситуации выход?

- В одиночку ни одна, даже самая мощная угольная компания с проблемой не справится. Вопрос поставки вагонов под уголь вполне заслуживает того, чтобы на него обратили внимание федеральные и региональные власти. В какой форме и в какой мере исполнительная власть может вмешаться в ситуацию — предмет обсуждения и консультаций. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет не о финансовой помощи, нам скорее нужны поддержка региональной власти на федеральном уровне, защита наших интересов, возможно, и в законодательном поле. Но то, что решение проблемы пойдет на пользу всем: краевому бюджету, энергетикам, угольщикам, населению угледобывающих районов — сомневаться не приходится.


Источник: Континент Сибирь